4/16/2013

Кушать написано, господа. Владислав Шерешевский


Натюрморты голландцев, кустодиевские чаепития, английские охотничьи трофеи - художники изображали еду давно и с удовольствием, а искусствоведы с неменьшим удовольствием разбирали по косточкам глубинный смысл натюрмортов.

Поэтому я не особенно удивилась, когда придя недавно на большую и интересную выставку известного украинского художника Владислава Шерешевского, увидела множество работ, с изображением сала, рыбы, самогона и снова сала.
Только эти полотна не имели почти ничего общего ни с утонченными работами нидерландских живописцев, ни с торжественными английских, зато в них можно было углядеть основательный сатирический подтекст, хотя утверждать, что художник стремился вложить его, я бы не стала. 

Ну, если учесть, что работы с обильной пищей перемежались  картинами с обильной плотью, а в самих натюрмортах просматривалось немалое эротическое начало, то в этом не было ничего удивительного.



Шерешевский вовсе не певец красоты, глядя на его работы, можно предположить, что кисть в руках держал скандинавский бог Локи, чувство юмора которого особо добрым не было.

 Еще можно вспомнить Петрова-Водкина с его селедками и теорией самоценности оголенной формы и ее борьбы с окружающим пространством. 


Хотя трудно удержаться и не поискать отголоски, например, христианских традиций в изображении рыб. Особенно, если учесть, что в античном искусстве изображения рыб часто совмещали с изображением фаллосов.
Хотя в данном случае, зрители имеют дело с суррогатами, что само по себе весьма символично.
И наверное не только у меня возникла ассоциация с распятием при взгляде на следующее полотно.

И с Причастием, глядя на это.

Собственно почти все натюрморты так или иначе нагружены давними традиционными смыслами, хотя Шерешевский умудряется в рамках старинного жанра создавать новую иконографию.
Например, практически нигде кроме Украины не могло появиться столько натюрмортов в салом, у которого вряд ли отыщешь какой-нибудь давний иконографический праобраз. Зато если вспомнить, какое значение имела селедка для голландцев, которые ее и если, и рисовали, и воспевали в стихах, становится понятен интерес к столь "сакральному" для украинцев  продукту.
Тем ни менее, в первую очередь Владиславу Шерешевкому интересны люди и его работы больше говорит о них, чем многие полотна, на которых они изображены. Эмблематичность старинных натюрмортов, в которых предметы были олицетворением любви, смерти, бренности мира и тому подобного, никуда не делась. В полотнах Шерешевкого сало по-прежнему сало и одновременно  метонимия человека. Недаром на еще одном "портрете" бокала с вином есть надпись "друга".


Более того, возможно эти натюрморты даже не "портретны", а "автопортретны", ведь самоиронии художнику тоже не занимать.
Разумеется людей художник пишет чаще и в этом можно убедиться, либо сходив на его выставку в Киеве, либо заглянув в его Фэйсбук, либо на  сайт - http://shereshevsky.com.
И христианская мифология так или иначе сильно его интересует, ведь центральным полотном на выставке было "Явление Христа народу".
Но как бы мне не были интересны его натюрморты и "большие" полотна, больше всего я смеялась, глядя на картину под названием "Смерть галеристки".

И да, столько смеха, сколько на выставке Владислава, я  не слышала ни на одной другой. Карнавальные, юморные, саркастичные, а иногда, правда, нечасто лиричные,

его работы прекрасны, спасибо ему большое за них.

П. С. 
Я прошу прощения за качество фотографий, большую часть которых я сделала мобильным телефоном, бегая по немаленькому залу Музея современного искусства в Киеве.


Комментариев нет: